Людмила Петрановская: Как говорить с детьми об успехах и неудачах

Путевка в детский лагерь Подмосковья

Публикуем основные тезисы лекции «Оценивание и принятие. Как родителям относиться к результатам детей. Как говорить с детьми об успехах и неудачах» известного психолога и публициста.

Как родителям относиться к результатам детей

От года до трёх

Около года ребенок слезает с рук и начинает осваивать своё тело и окружающий мир. Если вы предоставите двухлетнего ребенка самому себе, что он будет делать? Он будет либо что-то делать со своим телом — например, перемещая его в пространстве, либо с предметами. Двигать, ставить, вытаскивать, доставать. С года до трех идет бурный процесс овладения материальной частью мира. К трем годам материальный мир и тело освоены.

От трех до семи. Присвоение смыслов

Ребёнок в этот период должен стать человеком разумным, то есть человеком культуры, человеком правил, программ, которые приняты в обществе. Культура — это то, что не записано в генах, этому можно только научиться от другого человека. Я беру фломастер — это материальный объект, бумагу — это материальный объект. Оставляю следы чернил — с докультурной точки зрения я просто потерла краской по бумаге. Но человек разумный прочтет то, что я написала. Как только мы договорились о том, что означают эти следы на бумаге, мы придаем смысл, переносим культуру, и этому необходимо научиться детям с 3 до 7 лет — присвоению смыслов.

Знания приобретаются играючи, поэтому не надо питать иллюзий по поводу того, что они устойчивы. Как те же тропинки, они зарастают. В этом возрасте знания, что называется, easy come easy go. Родителям иногда кажется, что если ребенок в три года что-то запомнил, это останется навсегда. Да, можно натаскать трехлетку узнавать картины великих художников, но это не значит, что он потом станет искусствоведом.

  Что стоило понять еще в детстве?

7–9 лет. Картина мира

В 6–7 лет ребенок идет школу. И тут его задача — создание картины мира в целом. Дети в этом возрасте стратеги, а не тактики. Они проявляют большой интерес к законам природы, закономерностям, выясняют, почему всё устроено так, а не иначе.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Недорогой детский лагерь в Подмосковье на лето

Ребенку в 7 лет важно не как, а что он пишет. Удивительно, но система образования это не совсем понимает, предъявляется много требований, нацеленных на детали, натаскивание на мелочи. К сожалению, пока мы оцениваем ребенка по тому, что не совпадает с задачами возраста, мы убиваем то, что могло бы отрасти. Он мог бы фонтанировать идеями, а мы просим ответить полным ответом или написать по клеточкам.

Родители в этот момент оказываются в щекотливой ситуации: параллельно с получением знаний ребенок знакомится с такой вещью, как оценка, сравнение с другими, конкуренция. Если сказать ребенку: «Ну ничего, фигня», он не будет стараться, если сказать: «Без пятерки домой не приходи» — будет невротиком. Все родители детей этого возраста с этим сталкиваются.

Очень редкие дети в этом возрасте уже знают свое призвание. Типичный ребенок переживает серию подчас очень страстных увлечений. Родителям важно легче к этому относиться: совершенно нормально бросать, не доводить до ума: сегодня поет, завтра пляшет. Если ваш ребенок гений футбола, он всегда будет хотеть играть в футбол. Если ваш ребенок не он, он всё равно что-то для себя возьмет, поймет — про движение, про команду, про себя.

9–10 лет. Обоснуй, почему так?

К 9-10 годам, перед подростковым возрастом, ребенок становится тактиком, а не стратегом, ему хочется достигать совершенства, тренироваться бесконечно, чтобы получилось лучше. Хочется, чтобы было качество, и он готов в это вкладываться, если за это время не отбили желание.

  Ребёнок счастлив, когда НЕ боится 

Основной вопрос десятилетки, по сути, это «Обоснуй, почему так»? Когда моя дочь была в этом возрасте, я как-то сказала ей: «Ну что же ты всё время споришь?», а она ответила очень искренне: «У меня еще столько аргументов».опубликовано econet.ru.

фото ©Patrick Siemons

Добавить комментарий