Суть всякого кризиса кроется в перестройке внутреннего переживания. То, что для ребёнка было значимым, становится неважным на следующей ступени его развития. В это время перестраивается детское сознание в смысле отношения его к внешней среде. Чем так важен кризис 7 лет?
Кризис – это сложный, переломный момент в развитии ребенка, отделяющий один возрастной этап от другого. Кризис можно рассматривать как вереницу внутренних детских изменений при слабых переменах, видимых внешне.
Как преодолеть кризис 7 лет
Признаки кризиса 7 лет
- Лишение непосредственности. Ребёнок 7 лет теряет простоту, наивность. Его поведение и отношения с окружающими становится менее понятными.
- Манерничанье. Он что-то из себя воображает, что-то пытается скрыть. Он начинает капризничать, в поведении возникает нечто надуманное, неестественное.
- “Горькая конфета”. Семилетка не показывает, что ему плохо, становится замкнутым и неуправляемым. Появляются сложности воспитания.
Ярким признаком сложностей семилетнего возраста считается появление четко различимых внутренней и внешней граней личности.
- Переживания обретают смысл (он сердится и понимает свое состояние), поэтому у ребенка появляется обновленное отношение к собственной персоне.
- Впервые появляется логика чувств. Уровень требований человека к себе, к собственному успеху, месту в обществе закладывается при кризисе 7 лет.
- Такие образования, как самолюбие, самооценка, не исчезают, а признаки кризиса (неестественность) со временем уйдут. Развивается противостояние переживаний.
В процессе кризиса 7 лет чувства дошкольной жизни меняются на школьные, – появилась общность внешней среды и личности ребенка.
Практические рекомендации мамам и папам
- Учим ребенка руководить своими эмоциями на личном примере.
- Демонстрируем активное внимание к семилетке, показываем свою любовь, стимулируем правильное поведение, не оставляем без внимания его дружеские связи, относимся к нему как к равному.
- Определяем качество детских знаний, как он подготовлен к школе в психологическом, интеллектуальном, моральном плане.
- Готовим семилетку к перемене стиля жизни и к незнакомой для него функции школьника.
(по материалам «Вопросы детской психологии» Л. С. Выготского)опубликовано econet